Индивидуальные занятия с репетитором по биологии: взгляд ученика и репетитора (НЕстатья для самостоятельных размышлений)

"Я пришел на занятие к репетитору по биологии, готовлюсь к ЗНО, хочу поступать в медицинский университет.
Занимаюсь уже пару месяцев. Прошли молекулярный уровень и клетку, сейчас изучаем анатомию и физиологию человека. Тема "Опорно-двигательная система". На дом было задано: разобрать написанный на уроке конспект по теме "Кости и скелет", прочитать параграф по теме из учебника, выписать заболевания опорно-двигательной системы, сделать подписи к рисункам, решить тест в формате ЗНО на закрепление пройденного материала.

Итак, наше занятие началось. Репетитор проверила тест, в котором я таки сделал несколько ошибок, задала вопросы, прокомментировала все сказанное и написанное мной и мы вместе нашли правильные ответы. Затем перешли к беседе. Вначале вопросы задавал я. У меня их, как обычно, было немного и касались они того, что я не понял на прошлом уроке или не нашел в учебнике. Теперь настала очередь вопросов репетитора. Мне нужно было раскрыть значение терминов, показать на скелете расположение костей, сгруппировать их по отделам скелета, привести примеры физиологических процессов и еще куча всего. Вышел такой себе мозговой штурм. В какой-то момент мне даже стало интересно, на сколько быстро она сможет придумать следующий вопрос, поэтому я даже стал отвечать все быстрее)), тем более, что после такой тщательной проработки темы дома, решения теста и всего остального, я знал ответы на большинство вопросов, просто быстрее приходилось соображать! На все это, как обычно, ушла третья часть времени всего урока.Затем мы начали новую тему "Мышцы". Пока мы записывали основные термины и характеризовали процессы, репетитор показывала схемы строения мышечных волокон, мышц человека, мы оформили таблицу, посмотрели ролик "Механизм мышечного сокращения", который репетитор постоянно останавливала и комментировала, после этого она зарисовала в моем конспекте акто-миозиновый комплекс и я подписал все, что увидел на видео.

Мне в общем-то было интересно, ибо я уже давно пытаюсь накачать эти самые мышцы, поэтому решил задать репетитору ту кучу вопросов, которая накопилась у меня за время моих удачных и не очень попыток)) Что мне понравилось больше всего, так это то, что всем внешним эффектам есть физиологическое и даже МОЛЕКУЛЯРНОЕ объяснение. Вообще, мой репетитор - биохимик, она долго и взахлеб может говорить о молекулярных механизмах, например, восприятия света, пищеварения или ЛЮБВИ! И вот тут-то я понял, что такое "аминокислотный коктейль", "протеин" для качков, почему от стероидов так растут мышцы, и как избыток тестостерона в организме мужчины превращается в женские половые гормоны... Ужас! В общем, мы отвлеклись, но репетитор сказала: спрашивай, это же по теме! Ну, потом я ушел – с новым д/з и полной головой новых мыслей. Я и не думал, что в нашем организме все так "молекулярно"!!!"

"Завтра занятие с Сашей. Тема "Мышцы". Вначале, конечно, опрос по прошлой теме. Открываю свои материалы, намечаю список вопросов. Спросить термины - обязательно, но еще придумываю вопросы "с подковыркой". Обязательно вспомним белки (тут надо не забыть перейти к тому, что изучалось на молекулярном уровне и посмотреть, на сколько это еще помниться).

Далее вспомним, что уже изучали по типам мышечных тканей, есть картинки и микропрепараты - это хорошо. Нужно дать строение мышечного волокна. Что у меня есть? Так, распечатаю картинки. Хорошо, что в прошлом году уже сделала подборку по этой теме, только тут вот есть перегруженное изображение, ничего тут мой ребенок не поймет. Заходим в редактор изображений, вытираем лишнее, делаем подписи, сохраняем. Далее – группы мышц. Как показал опять-таки прошлый опыт, лучше составим таблицу. Сделаю форму, распечатаю, а на занятии вместе заполним. Ну, и, конечно, качественное цветное изображение мышц тела тоже не помешает, на уроке мы его рассмотрим, а дома Саша сам подпишет названия мышц.
Он говорил, что ходит в спортзал, так что обязательно спросит что-то из "наболевшего")) В его возрасте все хотят поскорее стать "Аполлонами", распечатаю-ка я ему пути биосинтеза стероидов. Конечно, это не формат ЗНО и совсем не школьная программа, но это может быть интересно чисто с практической точки зрения.
Так, дальше – механизм мышечного сокращения. Я, конечно, нарисую это все Саше в конспекте в сотый (для себя) раз, но лучше покажу анимашку. Сейчас на видео-порталах много научных роликов, особенно на английском. Саша учит английский, даже в Америке был, будет мне переводить)) Шучу, конечно, ролик я покажу и все объясню. Нашла нужные ролики, просмотрела штук 8, выбрала один - почти идеальный!

Вообще, я просто "тащусь от молекулярных механизмов! Иногда мне кажется, что мы изучаем не ботанику, зоологию или физиологию человека, а биохимию растений, животных или молекулярную физиологию. Превращения веществ (химические реакции) - они ведь в основе всего: пищеварения, клеточного дыхания, мышления и даже эволюции и Любви!

Что-то я отвлеклась... Ну, и в конце занятия д/з и закрепление знаний: тесты по каждой теме в формате ЗНО я составила уже пару лет назад и оформила в виде сборника, который вначале года выдаю каждому ученику, но все равно каждый год приходится следить за изменениями программы, что-то корректировать, добавлять, изменять. А особо скрупулезные ученики порой указывают на неоднозначные ответы, некорректные формулировки вопросов, так что все постоянно находится в динамике развития))
Все собрала, упорядочила, разложила по порядку...

И вот, я пришла на занятие по биологии..."